трибуна мир входящих практика ТРИЗ педагогика  
Триз Петербург  
главная о нас новости университет литература фестиваль Г.С. Альтшуллер  
Триз Петербург о нас

 

Справка
"ТРИЗ-88"
(сайт Altshuller.ru)

 

Основные представления
о ТРИЗ
(сайт РА ТРИЗ)

 

ПОПУЛЯРНО О ТРИЗ

Что такое
«Теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ)?

 

Создана ТРИЗ нашим соотечественником, инженером, изобретателем, известным писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером (1926-1998г.г.). Работу над ее созданием со своим другом Р.Б.Шапиро он начал в 1946 году, будучи молодым сотрудником патентного бюро. В 1956 г. появилась первая их публикация в научном журнале (Вопросы психологии, №6, 1956), в которой были сформулированы основные положения новой теории.

Они провозгласили новые по тем временам положение, что техника развивается не случайным образом, а в соответствии со своими внутренними законами, что эти законы можно выявить и на их основе сознательно совершенствовать технические системы. И, наконец, решение любой изобретательской задачи - это результат преодоления противоречия.

Кстати, можно утверждать, что и сама ТРИЗ родилась как результат разрешения противоречия, противоречия между необходимостью помочь изобретателям, обращавшимся за консультациями к будущему автору ТРИЗ в части решения своих изобретательских задач, и отсутствием необходимых методических средств «делания» изобретений.

Каков же использован инструмент, позволивший, в конце концов, выявить в дальнейшем закономерности развития технических систем. Как описывают сами авторы упомянутой статьи, ими были изучены многочисленные материалы по истории техники, обширная мемуарная литература, относящаяся к работе крупных изобретателей. В дальнейшем на протяжении всей истории создания ТРИЗ основным инструментом разработок явилось изучение и обобщение материалов патентного фонда в наиболее активно развивавшихся разделах техники. Было показано, что каждое творческое решение новой технической задачи - независимо от того, к какой области техники оно относится, включает три основных момента:
- постановку задачи и определение противоречия, которое мешает ее решению обычными, уже известными в технике путями;
- устранение причины противоречия с целью достижения нового технического эффекта;
- приведение других элементов совершенствуемой системы в соответствие с измененным элементом (системе придается новая форма, соответствующая новой сущности).

Сообразно с этим процесс творческого решения новой технической задачи обычно должен включать три - отличные по цели и методу - стадии: аналитической, оперативной и синтетической.

Этот перечень явился в дальнейшем основой для создания целой серии (модификаций) основного инструмента ТРИЗ - алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ), алгоритмов планомерной обработки задачи, при которой происходит постепенное углубление в «физико-техническую» сущность конфликта, его целенаправленное обострение и последующее устранение. Таким образом, изобретатель получил в свое распоряжение инструмент организации мыслительных операций при решении своих задач.

В процессе решения задачи, а именно на оперативной стадии, необходимо чаще всего найти те приемы, которые создадут предпосылки для преобразования исходной и уже проанализированной системы в направлении повышения его параметров функционирования. Последовательный и неоднократный анализ патентного фонда информации позволил выявить не зависящие от отраслевой принадлежности типовые технические противоречия в системах и целую группу приемов для их устранения.

Дальнейшее развитие теории потребовало создания для описания систем единого языка. Таким языком в ТРИЗ стал язык вепольного анализа и синтеза систем. Согласно вепольному анализу любая ТС может быть представлена как взаимодействие различных веществ и полей и позволяет записывать ход решения изобретательских задач в виде специальных несложных формул, а в некоторых случаях сразу получать идею решения.

В дальнейшем было осознано, что наиболее сильные решения сложных изобретательских задач чаще всего связаны с использованием знаний из физики, химии, математики и ряда других наук. Но для эффективного использования этих знаний нужно было определить специфику их изобретательского применения. Это привело к систематизации такой информации и создании соответствующих специальных указателей по ее применению.

Соединение приемов устранения технических противоречий, вепольного анализа с использованием физических эффектов и явлений привело к появлению еще одного мощного инструмента ТРИЗ - стандартов на решение изобретательских задач, позволяющих по построенной вепольной модели предложить одно или даже группу сильных решений. Практика показывает, что система стандартов позволяет найти решение как минимум для половины встречающихся на практике задач.

Теория решения изобретательских задач направляет изобретателя на обострение существующих в задаче противоречий, преодолению стереотипов мышления, создающих психологические тормоза при решении задач, и учит не бояться явных конфликтов. Для этого хорошо бы иметь гибкое воображение. Поэтому в ТРИЗ разработан специальный курс развития творческого воображения (РТВ).

Систематическая творческая деятельность меняет самого человека. Поэтому применение «Теории решения изобретательских задач» совершенствует не только технику, но и самого человека-творца. Поэтому одним из продуктов использования ТРИЗ является формирование творческого стиля мышления вообще. В рамках ТРИЗ проделана большая работа по созданию педагогических подходов и методов формирования комплекса качеств, характеризующих творческую личность.

 

 

 

 

Нет стремления более естественного, чем стремление к знаниям
М.Монтень

 

Вот то-то и оно: как часто смотрим мы, куда тянется дым, вместо того, чтобы поинтересоваться, откуда дует ветер К.Чапек

 

На свете нет ничего дороже мысли
С.Каронин

 

Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей Аристотель

 

Точное логическое определение понятий - главнейшее условие истинного знания
Сократ

 

Принимая во внимание огромное количество имеющихся теперь знаний, лучше применять один общий метод,...чем изучать множество специальных трюков
Р. Хэмминг